Вторник, 04.02.2025, 05:58

ООО ЦТО "Малекс"

Меню сайта
Категории раздела
Общее [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 33
Друзья сайта
  • "Лаборатория Касперского"
  • Компания ESET
  • Agnitum Ltd.
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » ККМ » Общее

    ПРИМЕНЕНИЕ ККМ.
    ПРИМЕНЕНИЕ ККМ В РОЗНИЧНОЙ РАЗНОСНОЙ ТОРГОВЛЕ ПРИ ПРОДАЖЕ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ТРЕБУЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ И ПРОДАЖИ

    Правительство РФ приняло постановление от 2 декабря 2000 г. N 917 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (далее - Перечень).
    Подпунктами "е" и "ж" п. 2 Перечня определено, что организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в части осуществления:
    - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
    - разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (в редакции от 20 октября 1998 г. N 1222, от 2 октября 1999 г. N 1104; далее - Правила продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т. п.).
    Пунктом 6 Правил продажи установлено, что продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли.
    Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.5.021-94 "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли", утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30 декабря 1994 г. N 14, а также Санитарные правила СП " Временные санитарные правила для оптовых продовольственных рынков", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 июня 1997 г. N 14, требуют определенных условий хранения и продажи товаров в мелкорозничной сети.
    В соответствии с пунктом 3.9.3 Санитарных правил объектами мелкорозничной сети производится реализация пищевых продуктов в ограниченном ассортименте, который должен быть согласован с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом местных условий.
    Категорически запрещается реализация в мелкорозничной сети скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования для их хранения.
    Исходя из требований названного Постановления N 917 технически сложные непродовольственные товары и продовольственные товары, требующие определенных условий хранения в мелкорозничной торговле, должны реализовываться с применением контрольно-кассовых машин.
    Управление МНС России по Московской области в целях контроля за исполнением Постановления N 917 (в части применения контрольно-кассовых машин при реализации продовольственных и непродовольственных товаров в разносной мелкорозничной сети с ручных тележек, корзин, лотков) считает необходимым определить:
    - Перечень продовольственных товаров, которые требуют определенных условий хранения с учетом местных условий Московской области и должны реализовываться в разносной мелкорозничной сети с ручных тележек, корзин, лотков с применением ККМ;
    - Перечень технически сложных непродовольственных товаров, которые должны реализовываться в разносной мелкорозничной сети с ручных тележек, корзин, лотков с применением ККМ.
    Правила продажи разработаны в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
    Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
    Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее - договор).
    В соответствии с п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
    На основании п. 20 Правил продажи договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем. В данном случае иное предусмотрено Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ), ст. 2 которого установлено, что предприятия, которые в соответствии со ст. 1 настоящего Закона должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и соответствующим предприятием.
    В разделе II "Особенности продажи продовольственных товаров" Правил продажи сказано, что информация о товаре должна содержать и условия хранения (это касается товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения).
    В разделе IV Правил продажи установлено, что относится к технически сложным товарам, и определены особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения.
    Пунктом 47 Правил продажи определено, что бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фотои киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости - сборку изделия и его наладку.
    ПРИМЕНЕНИЕ ККМ ПРИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТАХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

    Вызывает множество вопросов применение постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"" и Закона о ККМ в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
    Пункт 3 названного Постановления гласит, что исходя из смысла Закона РФ от 18 июня 2000 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо оказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). В связи с этим судам следует иметь в виду, что Закон о ККМ подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
    Чтобы решить вопрос об обязанности применения ККМ при торговых операциях (оказании услуг) с предпринимателями (как с населением), рассмотрим, как трактует понятия "население" и "предприятие" законодательство России.
    В соответствии со ст. 1 Закона о ККМ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
    Как видно из вышеизложенного, в целях применения данного Закона о ККМ дается понятие "предприятие". К предприятию относятся как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг. Данное положение разделяет и Конституционный Суд РФ, который в п. 5 Постановления от 12 мая 1998 г. N 14-П определил: "Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" как специальный нормативный акт, предусматривающий основания и размеры административных санкций за неприменение или ненадлежащее применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, устанавливает эту ответственность для предприятий, к которым, согласно его статье 1, относятся как юридические лица, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг".
    Итак, согласно Закону о ККМ и Постановлению Конституционного Суда РФ N 14-П в целях Закона о ККМ к предприятиям относятся предприятия, организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг (индивидуальные предприниматели).
    Из данных положений Закона о ККМ и постановления Конституционного Суда РФ N 14-П следует, что индивидуальные предприниматели в целях Закона о ККМ отнесены к категории предприятий, а не населения. Закон о ККМ требует обязательного применения ККМ при расчетах с населением, а не с предприятиями.
    На основании изложенного Закон о ККМ не требует обязательного применения ККМ при денежных расчетах с индивидуальными предпринимателями.
    О ЗАЩИТЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ККМ

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1402-р в 2000 г. завершена замена контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на ККМ с фискальной памятью.
    Фискальная память ККМ - комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую, ежесменную, ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долгосрочное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.
    Замена проводилась в течение четырех лет (1997 - 2000 гг.), и с каждым годом все острее становился вопрос защиты фискальной памяти ККМ от несанкционированной корректировки.
    Налоговыми органами Московской области совместно с органами налоговой полиции, УБЭП постоянно ведется работа по выявлению и пресечению фактов корректировки фискальной памяти ККМ.
    7 июля 1999 г. "Мегаполис-Экспресс" в статье "Последний фокус подмосковных жуликов" сообщалось, что подмосковным РУБОП был раскрыт фокус владельцев палаток, которые в конце рабочего дня (смены) с помощью специального прибора сбрасывали из памяти кассового аппарата накопившуюся за смену информацию (на профессиональном жаргоне - обнуляли ККМ). Вся выручка превращалась в "черный нал". К приезду инкассаторов "набивали" выручку от запоздалых покупателей. С этих грошей и платили налог.
    Прибор выглядел как обыкновенный штепсель с двумя вилками. Однако экспертиза признала его микрокомпьютером. В статье отмечалось, что данные устройства торговцы покупали в комплекте с аппаратом. По данным фактам было возбуждено почти два десятка уголовных дел. Предпринимателей обвинили сразу по трем статьям: об уклонении от уплаты налогов, об уничтожении компьютерной информации, о мошенничестве.
    Однако даже после опубликования данных фактов и мер уголовной ответственности за корректировку фискальной памяти положение к лучшему не изменилось: количество фактов корректировки фискальной памяти не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Такие факты выявлялись и в 1999 г., и в 2000 г. Вот только некоторые из них.
    6 сентября 2000 г. силами постоянно действующей мобильной группы при проведении проверки выполнения Закона о ККМ в г. Королеве на торгово-ярмарочном комплексе "Болшево" в одной из организаций был выявлен факт использования ККМ, на которой был установлен прибор, позволяющий корректировать фискальную память. При предварительном осмотре механиком ЦТО (центра технического обслуживания ККМ) было установлено, что контрольно-кассовая машина Samsung ER-4615RF, используемая предприятием при денежных расчетах с населением, имеет устройство, позволяющее данному предприятию вносить в фискальную память машины только ту сумму выручки, которая устраивает предприятие. Материалы по данному факту переданы в налоговую полицию для принятия соответствующих мер.
    Факт использования ККМ со скорректированной фискальной памятью был установлен на рынке ООО "Юнион" в г. Железнодорожном в октябре 2000 г. Материалы по данному факту направлены в УБЭП.
    Также в октябре 2000 г. случай "выжигания" фискальной памяти был установлен инспекцией МНС России по г. Балашиха. По заключению ЦТО и генерального поставщика ККМ "Samsung" на контрольно-кассовой машине Samsung ER-250RF фискальная память была преднамеренно стерта с применением ультрафиолетового облучения.
    По сведениям налоговых органов городов и районов области, количество выходов из строя блоков фискальной памяти резко увеличивается в период подачи деклараций о доходах индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует о корректировке фискальной памяти используемых ими ККМ.
    Налоговые органы Московской области совместно с налоговой полицией практикуют проверку выручки, полученной с применением ККМ, в начале и середине рабочего дня и сверку ее с данными, отраженными в журнале кассира-операциониста. Так, если при сравнении выручки на 11-12 часов дня с выручкой за весь рабочий день (смену), отраженной в журнале кассира-операциониста за предыдущие дни, она в два-три раза больше, то есть все основания для проверки данного предприятия на предмет использования в ККМ устройства корректировки фискальной памяти.
    Инспекции МНС России городов и районов Московской области используют для выявления устройств корректировки фискальной памяти кассовые чеки, которые выдаются покупателям. В качестве покупателей выступают налоговые инспекторы, которые при покупках товаров забирают выданный им чек и передают его в отдел, который контролирует применение ККМ. При проведении выездных налоговых проверок данные кассовые чеки сверяются с контрольной лентой ККМ. Несоответствие чека контрольной ленте означает, что организация "перебивает" контрольную ленту, т.е. корректирует фискальную память. В 2000 г. кассовые чеки в инспекции МНС России по городам и районам Московской области стали поступать из налоговых органов г. Москвы. Такое взаимодействие налоговых органов соседних субъектов РФ позволяет повысить эффективность работы по выявлению устройств корректировки фискальной памяти ККМ.
    В работе по защите фискальной памяти положительную роль играет обмен опытом работы налоговых органов по этому вопросу. Так, в нашем журнале (N 11 за 2000 г.) изложены некоторые вопросы борьбы с хакерами фискальной памяти ККМ в г. Москве, где с мая по сентябрь 2000 г. проводился эксперимент по накапливанию чеков, которые выдаются покупателям (налоговым инспекторам). Чеки переправлялись в инспекции по месту нахождения организации и использовались при проверке контрольных лент ККМ. Данные на чеках сверялись с контрольной лентой. В ходе 481 проверки выявлены 72 расхождения, что свидетельствовало о том, что организация "перебивает" контрольную ленту, т.е. корректирует фискальную память. В ходе этой работы было изъято 46 ККМ, на которых скорректирована фискальная память. В результате организациям доначислено штрафных санкций на 3,3 млн руб.
    Сейчас известны следующие виды незаконно применяемых технических устройств:
    - устройства корректировки фискальной памяти (УКФП) (техническое устройство, которое позволяет воздействовать (изменять, модифицировать) на информацию, содержащуюся в фискальной памяти контрольно-кассовых машин), устанавливаемые в ККМ*;
    ------------------------
    * Вставка в аппарат специальной платы, которая позволяет корректировать данные фискальной памяти, стоит примерно 1000 -1500 долларов.

    - УКФП, подключаемые к ККМ и осуществляющие разовую корректировку (раз в день, в неделю и т.д.).
    Распространены и другие способы изменения показателя (сокрытия) выручки предприятия:
    - изменение неправомерным (несанкционированным) способом программного обеспечения ККМ;
    - вывод из строя блока фискальной памяти;
    - "выжигание" содержащейся в фискальной памяти информации с последующим набором ее в нужном объеме;
    - имитирование правильной работы ККМ путем пробития определенных чеков (нулевых, возвратных, аннулированных и т.д.), предусмотренных техническими возможностями ККМ для специфичных и встречающихся в работе ситуаций, но используемых не по назначению и не отражающихся на фискальной памяти ККМ, а также работа на ККМ при неправильном положении ключа, переключающего режимы работы ККМ.

    Подпольный бизнес по корректировке фискальной памяти или, как это называется в народе, "скручивание выручки ККМ" или "обнуление ККМ" беспокоит не только налоговые органы, Счетную палату РФ, Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам, органы налоговой полиции, ФАПСИ, УБЭП, но и коммерческие организации, о чем свидетельствует совещание Российской Ассоциации Центров технического обслуживания (ЦТО) ККМ.
    Корректировка фискальной памяти приобрела массовый характер. На совещании приводились данные, что до 50% проверенных ККМ имели скорректированную фискальную память.
    Одним из мероприятий по защите фискальной памяти от корректировки послужит проводимая в настоящее время работа по созданию и введению банка эталонных версий моделей ККМ. Теперь каждая модель ККМ будет иметь паспорт версии.
    Данная работа проводится в соответствии с решением Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК) по ККМ от 8 августа 2000 г. (протокол N 3/57-2000). Генеральные поставщики моделей ККМ должны представить в Лабораторию эталонных образцов ККМ перечень версий моделей ККМ, предлагаемых для включения в банк эталонных версий, которые после экспертизы на соответствие техническим требованиям будут утверждены ГМЭК по ККМ. Работа по сверке версий ККМ с эталонной версией названа эталонизацией. Эталонизация версий ККМ будет проводиться ЦТО по утвержденным Лабораторией эталонных образцов ККМ методикам освидетельствования эксплуатируемых ККМ на соответствие их эталонным версиям.
    ЦТО в случае допуска к эксплуатации ККМ, не соответствующей эталонной версии, либо проведения доработки и освидетельствования ККМ с нарушением требований настоящего решения ГМЭК по ККМ может быть лишен аттестации, а ГМЭК по ККМ может обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ с предложением о лишении этого центра права осуществлять техническое обслуживание и ремонт ККМ.
    ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ ККМ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИМЕНЕНИИ ККМ

    Налоговые органы после 1 июля 2001 г. снимают с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии.
    Налоговые органы должны заранее уведомить всех владельцев ККМ о том, что после 1 июля 2001 г. будут сниматься с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии, и что до этого срока необходимо провести проверку версий ККМ на соответствие эталонному образцу. Для снятия с учета ККМ необходимо запросить информацию от ЦТО о ККМ, не прошедших эталонизацию.
    Борьбе с корректировкой фискальной памяти должен послужить утвержденный решением ГМЭК по ККМ (протокол от 11 октября 2000 г. N 4/58-2000) Порядок проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин. Теперь замена фискальной памяти будет производиться только в случае аварии фискальной памяти. О необходимости замены фискальной памяти ЦТО составляет заключение с указанием причин замены.
    ЗАМЕНА ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ККМ

    Для получения разрешения на замену фискальной памяти ККМ пользователь обращается в налоговый орган с заявлением о замене фискальной памяти ККМ, к которому прилагается заключение ЦТО.
    Налоговый орган выдает разрешение на замену фискальной памяти после прочтения и документального оформления по форме полного фискального отчета, содержимого накопителя фискальной памяти в соответствии с инструкцией по замене фискальной памяти ККМ данной модели. Прочтение и документальное оформление содержимого накопителя фискальной памяти проводится с участием представителей налогового органа, центра технического обслуживания и пользователя ККМ.
    Способ, применяемый для прочтения и документального оформления содержимого накопителя фискальной памяти (в том числе программно-технические средства) при ее аварии, указывается в инструкции по замене фискальной памяти. Программно-технические средства должны быть согласованы с экспертной организацией, проводившей техническую экспертизу ККМ этой модели. Применение для чтения содержимого накопителя фискальной памяти программно-технических средств, не указанных в инструкции по замене фискальной памяти модели ККМ, запрещается.
    В случае аварии накопителя фискальной памяти и невозможности установления его содержимого данные о проведенных на ККМ денежных расчетах и количестве сменных (суточных) отчетов определяются по предыдущим фискальным отчетам, контрольным лентам и журналам кассира-операциониста. В случае прочтения отдельных фрагментов содержимого накопителя фискальной памяти соответствующие данные прилагаются к указанным документам.
    Такие жесткие требования по замене фискальной памяти позволят уменьшить число злоупотреблений по корректировке данных фискальной памяти при ее замене.
    ККМ - это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки, полученной от денежных расчетов с населением. Поэтому, наверное, правильно было бы повысить ответственность за действия по корректировке фискальной памяти.
    Уже есть примеры законодательного решения вопроса ответственности за несанкционированное изменение информации фискальной памяти ККМ в отдельных субъектах РФ. Так, в Республике Башкортостан в конце 1999 г. принят Закон " Об административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и правил эксплуатации контрольно-кассовых машин", который предусматривает меры ответственности за несанкционированное проникновение в фискальную память, нарушение сроков хранения контрольных лент, журналов кассиров-операционистов и других первичных учетных документов, подтверждающих проведение денежных расчетов с населением.
    Корректировка фискальной памяти наносит государству ущерб, поэтому для пресечения пиратства, осуществляемого в отношении ККМ, необходимы решения на уровне Правительства РФ и законодательных органов России.
    Категория: Общее | Добавил: maleks64 (21.01.2010)
    Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: